Первые экологические
тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных
странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои
экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику
включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы
работы с ними, мы предложили использовать в дошкольном образовании термин
«экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для
обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в
естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и
несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях
экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую,
оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических
тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных или
приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.); в) в
здании детского сада.
Основные критерии
выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно
большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов,
их доступность для дошкольников.
В качестве объектов
(видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как
дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи,
грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на
деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы,
отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых
(например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни,
альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Взаимодействие человека с
природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на
примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за
пределами территории детского сада.
Этапы создания и оформления тропинки:
Последовательность действий по
созданию тропинки может быть следующей:
- детальное
обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление
картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде
кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены
картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей
разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое
количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов,
стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные
рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например,
нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти
рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к
другому;
- выбор
вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который
будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
- фотографирование
объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома
(паспорта);
- изготовление
табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных
знаков;
- составление
рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Оформление тропы и оборудование
для организации наблюдений
Для повышения интереса
детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с
ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя
(Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс
среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее
интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке,
его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке
(где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними).
Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания,
участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку
сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом
по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать
большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на
дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью
скрепки или липкой бумаги.)
В карман сказочного человечка
заранее кладутся задания для детей — просьбы Боровичка. За оказанную ему
помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы
— конфеты, орехи на деревьях.
План тропы, выполненный
на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору
объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения,
постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут
относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки
выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть
краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте
символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные
знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При
оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным
цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например,
рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в
зеленый, пищевого — в синий. Если территория детского сада активно
посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно,
сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку,
вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить
сегодня с детьми.
Паспорт экологической тропинки
Для организации
работы на экологической тропинке нами разработан специальный «Паспорт
экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием
изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая —
простая — для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным
схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов
(желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится
необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его
биологические, экологические характеристики, особенности распространения,
происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре
(сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с
другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная,
эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по
экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как
показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании
растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед;
именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек).
|