17.02.2012 г.
 
   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №86 Почемучка Фото
Главная О нас Новости Консультации Фотогалерея Гостевая книга
  Главная arrow Нормативное сопровождение arrow Комплекс мер по модернизации в 2012 году общего образования Самарской области  
Главная
Новости
Общие сведения
Нормативное сопровождение
Образовательная деятельность
Наши сотрудники
Наши будни
Методическая копилка
Фотогалерея
Гостевая книга
Образовательные ресурсы
 
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
 
Центр информационных технологий
 
Департамент образования мэрии городского округа Тольятти
 
Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти
 
АСУ РСО
 
ТолВики

Внимание!
На сайте размещены документы в формате PDF. Для их просмотра Вам необходимо скачать и установить на свой ПК бесплатную программу:

Acrobat

Комплекс мер по модернизации в 2012 году общего образования Самарской области

                                                                Приложение № 1

 

 

 

 

                                         ПРОЕКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс мер

по модернизации в 2012 году

общего образования Самарской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Раздел I. Текущее состояние системы общего образования Самарской области.

В 2011/12 учебном году в 714 государственных и муниципальных образовательных учреждениях Самарской области, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования и являющихся юридическими лицами (далее – ОУ), обучается 281645 учащихся. В этом году отмечен существенный рост численности обучающихся (для сравнения: в 2010/2011 учебном году в 727 ОУ обучалось 278516 учащихся).

В региональной системе образования имеется ряд проблем, требующих решения.

Одной из наиболее актуальных проблем является проблема кадрового и материально-технического обеспечения образования. Неконкурентная заработная плата, деформированная половозрастная структура, низкая мотивация части педагогов к повышению результативности труда в совокупности с несоответствующими современным требованиям условиями организации образовательного процесса могут быть серьёзными барьерами на пути достижения современного качества образования.

Другой проблемой является несовершенство общеобразовательной сети, в результате чего снижается эффективность использования ресурсов (в том числе в части создания условий для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для всех школьников) и сохраняются разрывы в качестве образования, демонстрируемом различными образовательными учреждениями.

Одной из наиболее сложных является проблема содержания и оценки качества образования. Это связано с отсутствием единых подходов к определению понятия качества образования, единых, устоявшихся измерителей образовательных результатов и преобладанием в оценке «знаниевой» стороны образовательного процесса. Тем самым, усложняется задача перехода содержания образования к компетентностно-ориентированной парадигме, к вопросу формирования социальных компетенций и гражданских установок обучающихся.

Самарская область приступила к решению вышеуказанных проблем ещё в 90-х годах прошлого века. При этом основной целью начавшегося процесса модернизации стало повышение доступности качественного образования для всех слоёв населения. Для её достижения осуществлялась деятельность по ряду направлений.

Формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования образовательных учреждений и работников образования.

Нормативное подушевое финансирование в Самарской области было введено в 1998 году. Одновременно образовательным учреждениям была обеспечена самостоятельность. При этом средства областного бюджета доводятся до каждого образовательного учреждения в полном объёме в зависимости численности учащихся и реализуемых образовательных программ. К эффектам данного механизма финансирования можно отнести: развитие конкурентной борьбы между школами, оптимизацию структуры общеобразовательной сети и штатного расписания образовательных учреждений и др.

Следующим важным шагом в реализации данного направления стало введение в 2006 году в Самарской губернии новой системы оплаты труда, позволившей: повысить размер заработной платы педагогическим работникам, оптимизировать соотношение «ученики/учитель» (в 2011 году – «15,2 к 1») и обеспечить дифференциацию в оплате труда педагогов в зависимости от результатов, демонстрируемых учащимися.

Развитие сети образовательных учреждений.

Решение данной задачи в Самарской области происходит посредством создания и последующей реализации территориальных программ оптимизации общеобразовательной сети, направленных на обеспечение доступности для детей качественных образовательных ресурсов, сконцентрированных в крупных образовательных учреждениях – «образовательных центрах». Всего в регионе создано 167 «образовательных центров», каждый из которых, как минимум, оснащён учебно-лабораторным оборудованием для преподавания физики, химии, биологии, компьютерной техникой. При этом если в 2001/2002 учебном году подвозом в «образовательные центры» было охвачено только 5% сельских школьников, то в 2011/2012 учебном году – 22% детей, проживающих в сельской местности.

В 2006 году в Самарской области был разработан и внедрён механизм финансирования малокомплектных общеобразовательных учреждений, внедрение которого позволило дать возможность данным учреждениям качественно и эффективно исполнять функции, возложенные на них государством и обществом.

Развитие кадрового потенциала.

В текущем учебном году образовательную деятельность в системе общего образования осуществляют 22818 педагогических работников, в том числе 18835 учителей. 70% учителей имеют квалификационную категорию: 26,9 % учителей – высшую, 30,5 % – первую, 12,6 % – вторую.

Характерной особенностью самарской модели повышения квалификации стала её организация в режиме персонификации государственных обязательств; формирование содержания образования индивидуально для каждого слушателя, путем выбора модулей; самостоятельное определение сроков и форм повышения квалификации. Введена внешняя экспертиза и конкурсный отбор модулей для обучения. В регионе действует «Положение об Именном образовательном чеке на повышение квалификации работника образования». Педагог может проходить обучение как в одном, так и в нескольких учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на право ведения данной образовательной деятельности и предоставляющих эти услуги на договорной основе с министерством образования и науки Самарской области. Это позволило ликвидировать монополию регионального ИПКРО, создав конкурентную среду в системе повышения квалификации (в 2011 году 14 учреждений дополнительного профессионального и высшего профессионального образования работали в рамках указанной модели).

Значимым условием, обеспечившим совершенствование кадрового потенциала образовательных учреждений Самарской области, стало развитие региональной системы оценки качества образования. С 2001 года в губернии итоговая аттестация выпускников школ проходит в форме и по материалам Единого государственного экзамена. С 2007 года выпускники ступени основного общего образования сдают экзамены в новой форме. Кроме того, в губернии ежегодно проводятся региональные исследования, позволяющие расширить информационно-аналитическую базу о качестве образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. В их числе: сравнительный анализ индивидуальных результатов выпускников основной и старшей ступени общего образования, полученных в ходе прохождения итоговой аттестации в новой форме и по материалам ЕГЭ; исследование грамотности чтения обучающихся, проводимое в форме и по материалам международного исследования PISA; исследование сформированности у педагогов профессиональных компетенций и др.

С 2011 года в Самарской губернии введена новая форма аттестации педагогических работников, основанная на изучении степени соответствия педагога квалификационным характеристикам. При этом для получения квалификационной категории педагогу требуется представить портфолио небольшого объёма (как подтверждение результативности деятельности) и сдать экзамен, позволяющий дать оценку владения профессиональными компетенциями (данная форма может не применяться к работникам, продемонстрировавшим положительные результаты в ходе подготовки итоговых работ при прохождении курсов повышения квалификации в рамках Именного образовательного чека).

Обновление содержания общего образования.

С 2004 года в губернии действует Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области, утверждённая постановлением Правительства Самарской области. В результате были созданы предпосылки для качественного изменения содержания образования: в образовательный процесс школ внедрены учебные курсы «Основы проектной деятельности» (в 5-9 классах) и «Основы проектирования» (в 10-11 классах); в систему повышения квалификации введён ряд курсов, ориентирующих педагогов на переход к компетентностной парадигме образования; в системе оценки качества образования используются задания, оценивающие уровень сформированности у обучающихся ключевых компетентностей.

В 2010/2011 учебном году в Самарской области проводился эксперимент по введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), в котором принимали участие 22 общеобразовательных учреждения. Проведение эксперимента позволило отработать механизмы качественного сопровождения перехода региональной системы образования на новый стандарт и внести изменения в методики расчёта финансирования расходов на реализацию основных образовательных программ общего образования в образовательных учреждениях в Самарской области на одного учащегося, которые позволили учесть особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО.

С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения Самарской области перешли на обучение по ФГОС НОО.

Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений.

Значимым направлением в развитии  региональной системы образования в последние годы является модернизация материально-технической базы образовательных учреждений. Например, реализация пилотного инновационного образовательного проекта «Достойные граждане великой страны» и выделение муниципалитетам целевых субсидий из регионального бюджета позволила в течение 2007-2011 годов капитально отремонтировать 183 общеобразовательных учреждения на общую сумму более 2 млрд. рублей. Кроме того, в указанный период была полностью устранена проблема отсутствия в отдельных школах тёплых санитарно-технических узлов.

В целях развития современных информационных образовательных технологий в Самарской губернии за счёт средств областного бюджета обеспечивается предоставление широкополосного доступа к сети Интернет с использованием средств контентной фильтрации информации всем государственным (областным) и муниципальным образовательным учреждениям. В 2009-2011 годы на эти цели выделено 61 млн. 390 тыс. рублей.

С 2009 года Самарская область ежегодно становится одним из победителей конкурсного отбора субъектов РФ для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания школьников. За этот период за счёт средств федерального и областного бюджетов (общая сумма финансирования – 196 млн. 350 тыс. рублей) были отремонтированы и оснащены современным оборудованием пищеблоки 162 общеобразовательных учреждений. В результате увеличился охват школьников горячим питанием: с 61% в 2008 году до 75,2% в 2011 году.

Повышение роли общественности в управлении образовательными системами.

Активная работа по реализации данного направления началась в Самарской области в 2007 году в рамках комплексного проекта модернизации образования и была направлена на формирование органов государственно-общественного управления образовательными учреждениями (управляющих советов), развитие системы публичной отчётности, создание школьных сайтов. К настоящему времени все школы региона имеют управляющие советы и сайты, ежегодно публикуют отчёты о результатах своей деятельности.

Реализация мероприятий по вышеперечисленным направлениям позволила достичь Самарской области значимых результатов. К примеру, по направлению «Совершенствование системы повышения квалификации работников образования» регион неоднократно представлял имеющийся опыт на конференциях федерального и межрегионального уровней.

Следует отметить, что за последние годы в Самарской области реализован целый ряд мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» (например, комплексный проект модернизации образования в 2007-2009 годах), Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (в том числе в рамках деятельности стажировочной площадки по направлению «Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»), регионального инновационного образовательного проекта «Достойные граждане великой страны», региональной программы развития образования на 2011-2015 годы и других.

Так, в рамках регионального инновационного образовательного проекта «Достойные граждане великой страны» помимо проведения капитального ремонта в 70 школах осуществлено повышение квалификации более 5 тысяч педагогов по таким направлениям как: инновационные технологии, проектная деятельность, методики преподавания, патриотическое воспитание, физическая культура и спорт и т.д. Более 30000 школьников приняли участие в образовательных программах, тематических сменах, мероприятиях, олимпиадах и спортивных соревнованиях.

Реализация вышеуказанных направлений, проектов и программ позволила: повысить охват детей, обучающихся в современных условиях (с 4% в 2007 году до 56% в 2011 году); обеспечить развитие кадрового потенциала образовательных учреждений; существенно снизить неэффективные расходы в системе общего образования (2008 г. – 1459 млн. 778 тыс. рублей; 2011 г. – 986 млн. 416 тыс. рублей); повысить доступность качественного образования, проявившейся в результатах ЕГЭ (третий год подряд по всем учебным предметам среднерегиональные баллы выше, чем в среднем по России) и уменьшении разрыва между школами в образовательных результатах.

Тем самым, была создана основа для успешной реализации в 2011 году комплекса мер по модернизации общего образования Самарской области.


Раздел II. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации в 2011 году системы общего образования Самарской области.

Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области (далее – Комплекс мер – 2011) реализован на основании распоряжения Правительства Самарской области от 12.07.2011 № 205-р и постановления Правительства Самарской области от 10.10.2011 № 495. Принятие данных нормативных правовых актов, а также ряда других (в частности, постановлений Правительства Самарской области от 26.05.2011 № 203 и № 204) позволило:

определить основные проблемы, на решение которых был направлен Комплекс мер – 2011, цели и задачи;

определить механизмы управления реализацией Комплекса мер – 2011;

определить основные ожидаемые результаты;

определить основные направления расходования средств федерального и областного бюджетов на реализацию Комплекса мер – 2011;

обеспечить доведение размера заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до среднего размера заработной платы по экономике региона.

Таким образом, были созданы нормативные правовые основания для качественного решения задач, стоящих в рамках Комплекса мер – 2011.

Приоритетом Комплекса мер – 2011 являлось развитие кадрового потенциала. В рамках данного направления был реализован ряд мероприятий.

Повышение с 1 сентября 2011 года на 30 % средней заработной платы педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в соответствии с постановлениями Правительства Самарской области от 26.05.2011 №203 и №204 с учётом предыдущего повышения (на 6,5% с 1 июня 2011 года) позволило превысить средний размер заработной платы по экономике региона (план – 17 044,7 рублей; факт – 17710 рублей). При этом более чем у 40 % учителей, начисленная заработная плата выше среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике региона за 1 квартал 2011 года.

Кроме того, с 1 сентября 2011 года был повышен на 30 % средний размер заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, а с 1 октября 2011 года обеспечено очередное (на 6,5 %) повышение заработной платы для остальных категорий работников образовательных учреждений.

Помимо роста благосостояния совершенствованию кадрового потенциала образовательных учреждений Самарской области служит сложившийся в регионе подход к повышению квалификации работников образования на основе Именного образовательного чека. Кроме того, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников в Самарской области осуществляется в рамках государственного или муниципального задания учреждениям дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников.

Указанная модель организации повышения квалификации позволяет обеспечить высокий охват педагогов курсами, способствующими их развитию. В частности, в 2011 году 24,2 % учителей были охвачены курсами повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС общего образования. Это позволило создать условия для полномасштабного перехода школ области к внедрению ФГОС НОО.

В тоже время техническая ошибка, допущенная в Соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Самарской области о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на модернизацию региональной системы общего образования (в показателе «Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей» в III квартале вместо 50 % следует читать 5 %, а в IV квартале вместо 80 % – 8 %), формально не позволяет говорить о достижении требуемого значения в рассматриваемом показателе.

Значимым направлением развития кадрового потенциала региональной системы образования является поддержка молодых педагогов. Информация о реализации данного направления в Самарской области представлена в разделе IV.