Купить фигурку Чуддики на letauschieryby.ru
   24.04.2012 г.
 
   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №86 Почемучка Фото
Главная О нас Новости Консультации Фотогалерея Гостевая книга
  Главная arrow Методическая копилка arrow Советы педагогам arrow Педагогические условия развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста  
Главная
Новости
Общие сведения
Нормативное сопровождение
Образовательная деятельность
Наши сотрудники
Наши будни
Методическая копилка
Фотогалерея
Гостевая книга
Образовательные ресурсы
 
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
 
Центр информационных технологий
 
Департамент образования мэрии городского округа Тольятти
 
Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти
 
АСУ РСО
 
ТолВики

Внимание!
На сайте размещены документы в формате PDF. Для их просмотра Вам необходимо скачать и установить на свой ПК бесплатную программу:

Acrobat

Педагогические условия развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 

Н.Б Морозова, Н.Н. Лазарева, И.В. Маслова

МДОУ детский сад №86 «Почемучка» г.о. Тольятти

 

Развитие творчества детей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям   нравственно-эстетического воздействия на старших дошкольников со стороны педагогов. Театрализованная деятельность - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей.

В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится создавать              что-то новое, свое, оригинальное в процессе театрализованной деятельности. Этому способствует яркое, творческое воображение, характерное для данного возраста.

Учёные (В.В. Домогацких, М.В. Колосова, Е.А. Пелих, P.M. Чумичёва        и др.) считают, что театрализованная деятельность обогащает творческие способности ребёнка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего  в результате восприятия произведений искусства   и создания собственных сочинений.

Организуя театрализованную деятельность детей мы решаем многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога   и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Анализируя театрализованную игру в старшем дошкольном возрасте,   мы сделали вывод что она выступает в двух основных формах:

1. Когда действующими лицами являются определенные предметы
(игрушки, куклы, фигурки), к которым относят: настольный театр
(плоскостные и объемные фигурки), фланелеграф, теневой театр, театр
петрушек, бибабо, театр марионеток.

2. Когда дети сами в образе действующего лица, в соответствующем
костюме (элементе костюма), исполняют взятую на себя роль.

Театрализованная игровая деятельность, как и любая другая деятельность, требует определенных мыслительных операций: умения анализировать сюжет, образ, соотносить мысли и поступки, делать соответствующие выводы и обобщать.

В методах развития детского творчества, отводится большая роль в этом процессе педагогу, который «приводит» ребёнка к познанию окружающей действительности, впечатления от восприятия которой лежат в основе детского творчества. Основными стимулами определяет восприятие и общение  с искусством.

Именно поэтому, специфика нашей работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста театрализованного творчества заключается непосредственно в создании педагогических условий, а именно в проведении цикла театрализованных занятий, включения детей в практическую театрализованную деятельность во II блоке, в процессе которой идёт закрепление и осознание полученной на занятии информации.

Первым педагогическим условием были занятия по театрализованной деятельности, которые мы объединили в один блок с общим названием «Живой театр» и  предполагали использование театральных героев      (кукол, масок) и картинок с изображением разных стран и исторических эпох. Исходя из названия, тематика занятий следующая: «Как театр оживает», «Путешествие в кукольный дом», «Путешествие в страну будущих актёров», «Путешествие в страну королевы Настроение», «Путешествие в Немую страну», «Волшебный цветок».

Данные занятия сочетают в себе основные задачи: сообщить детям новую информацию о видах, формах театрализованной деятельности и воспитать у них устойчивый познавательный интерес к ней.

Содержание блока занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях  социально-эмоционального развития детей.

Педагоги ДОУ на специально организованных занятия по театрализованной деятельности знакомят детей не только с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д.,  то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Занятия по театрализованной деятельности включают в себя                   как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Они проходят в двух направлениях:

1)     освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

2)     освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Занятия строятся с помощью таких методических приёмов работы, как:

- рассказывание театральных героев о себе. Этот прием позволяет заинтересовать и увлечь ребенка, повысить его познавательную активность,  так как он включает элементы стихотворного изложения, а это всегда близко  и привлекательно для ребенка;

-    рассматривание театральных атрибутов и действия с ними;

-    разыгрывание театральных этюдов с атрибутами и без них;

-    загадки;

-   ответы на вопросы педагога.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, переход игры на другой, более сложный творческий уровень и упражнения; этюды.

Дети на занятиях при вхождении в роль (музыкантов, артистов, художников) естественно проявляются детские творческие порывы. Особое внимание педагоги ДОУ проявляют к детям робким и застенчивым. Поэтому,  мы предоставляли детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность, следим за тем, чтобы своей актерской активностью  и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Педагоги помогают таким детям: они  не должны бояться выйти «на сцену», ошибиться. Во время занятий педагоги выслушивают ответы и предложения детей; если дети не отвечают - не требуют объяснений, а переходят к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделяют время на то, чтобы  они  могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами стараются вызвать у детей радость.

В качестве второго педагогического условия развития театрализованного творчества у детей педагоги выделяют включение детей в практическую театрализованную деятельность во II блоке. Дети определяют самостоятельно вид театра (бибабо, кукольный, настольный, теневой, пальчиковый и тд). Дети сами готовят афишу, атрибутику, пригласительные билеты. Самостоятельно поют песенки которые выражают характеры героев произведений сказок. Считая,  что предметно-развивающая среда группы является креативным полем для детей, были оформлены   и оснащены играми и атрибутами различные уголки (музыкальная, театральная зона и т.д.). Для того чтобы все дети были вовлечены в творческий процесс театрализованной постановки, педагоги используют методы косвенного руководства, одним из которых является вхождение в образ - «превращение» в героя какого-либо произведения, который в нашем лице не только выразительно может читать или рассказывать что-либо, умеет смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеет основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей и повышает творческий потенциал каждого ребёнка. Так, например, в вечернее время самостоятельно детьми был организован и поставлен спектакль «Снежная Королева», основанный на этюдах, использовании мимики, пантомимы и импровизации. Дети действовали по ситуации сюжета прочитанного произведения и старались привносить свои диалоги и действия.   В ходе инсценировки дети раскрывали свои новые качества. Это проявлялось не только   в умении детей декларировать свои сценические образы, проявляя при этом творчество, но и в доброжелательных отношениях детей друг к другу.

На занятиях и вне их мы поощряли инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей.

Наблюдая за театрализованной деятельностью детей, мы сделали вывод, что дети стали понимать значение и роль театра, ориентироваться во всем многообразии его видов; научились «видеть» и показывать эмоциональные состояния других людей, быть раскрепощёнными и самостоятельными в свободной театрализованной деятельности.

Так же к детской театрализованной деятельности привлекаются и родители наших воспитанников. Они помогают в оформлении сцены, пошиве костюмов, и вместе с детьми играют в театральных постановках.

Проводя работу по данному направлению в единой системе, соблюдая        все перечисленные выше педагогические условия, мы видим её эффективность: дети стали более активными, инициативными, способными к организации самостоятельной театрализованной деятельности, к постановке новых инсценировок и выражению эмоциональных состояний героев произведений. У детей появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях, сформировалась привычка к свободному самовыражению.

Система работы по театрализованной деятельность детей дали хорошие результаты. У детей развита связная речь, сформирован словарь, они громко эмоционально читают стихи.

Таким образом,  мы считаем  театрализованная деятельность в развитии личности  бесценна. Она обогащает внутренний мир детей, его переживания, учувствует в формировании сознания, личностных качеств. С помощью театра дети получают представления об основных ценностях - добре, истине, красоте.

 

 

sl732040.jpg

 sl732042.jpg
 sl732044.jpg
 sl732045.jpg
 sl732049.jpg
 
« Пред.   След. »



  template by dreval.com